Рекомендации по итогам заседания "круглого стола" на тему "Гигиена и здоровье детей: снижение санитарных рисков в домашних условиях"

Скачать Рекомендации на тему Гигиена и здоровье детей=снижение санитарных рисков в домашних условиях .PDF
РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам заседания "круглого стола" на тему
"Гигиена и здоровье детей: снижение санитарных рисков
в домашних условиях"
г. Москва 17 июля 2020 года
Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, представители научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, обсудив актуальные проблемы гигиенических и санитарных рисков для здоровья детей в домашних условиях, отмечают следующее.
Вопросы защиты здоровья и безопасности детей сегодня находятся в сфере приоритетного внимания государства. В рамках национального проекта "Здравоохранение" и государственной программы "Десятилетие детства" предусмотрены меры по развитию системы детского здравоохранения, системы социальной защиты и развития детей, сформированы целевые показатели эффективности государственной политики в указанных направлениях.
Совет Федерации проводит системный парламентский контроль реализации государственной политики в области социальной защиты детей.
Мировая пандемия COVID-19 и вынужденная самоизоляция граждан России в домашних условиях сформировали целый ряд новых вызовов в области защиты и обеспечения безопасности здоровья детей, требующих комплексного решения на государственном уровне.
Вынужденная изоляция граждан в домашних условиях привела к ограничению их деятельности жилыми помещениями: обучение, работа, отдых и питание — все это проводилось в домашних условиях, где семьи с детьми находились несколько месяцев.
Участники "круглого стола" отмечают, что наиболее остро встал вопрос правильной организации процесса дистанционного обучения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России, на сегодняшний день к традиционным рискам для здоровья детей школьного возраста помимо неправильного питания, гиподинамии (недостаток физической активности) и опасного поведения детей в отношении собственного здоровья можно также выделить главный риск, связанный с усиливающейся цифровизацией процесса обучения. Цифровизация среды образования и жизнедеятельности, включающая неконтролируемый доступ детей к информации и внедрение в обучение цифровых инструментов в качестве обязательных без проведения их гигиенической экспертизы создает среду с высокими рисками для физического и психического здоровья детей. В силу чрезмерной интенсификации образовательной деятельности и роста информационной нагрузки высока вероятность последствий как минимум в виде переутомления, психоэмоционального перенапряжения и избыточной нагрузки на нервную систему детей. Помимо этого, возрастают риски воздействия физической природы цифровой среды образования и жизнедеятельности: электромагнитные излучения, акустические воздействия, чрезмерное физическое напряжение нервно-мышечного аппарата (вынужденные позы при работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами).
В условиях периода вынужденной изоляции, когда образовательный процесс был оперативно переведен в дистанционный формат, данные риски еще более усилились и нашли свое отражение в повседневной жизни значительного числа детей школьного возраста. Большинство родителей оказались не готовы к организации благоприятной и гигиенически безопасной образовательной среды для детей в жилых помещениях.
Также важно отметить, что серьезно возросла и информационная нагрузка на детей. Так, согласно данным онлайн-анкетирования НИИ гигиены охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России, проведенного в период с 27 апреля по 26 мая 2020 года среди 29 779 школьников 5-11-х классов в 79 регионах России, было установлено, что дистанционное образование сопровождалось такими неблагоприятными факторами как значительное увеличение продолжительности школьных учебных занятий, увеличение продолжительности выполнения учебных заданий, значительное увеличение времени работы детей с компьютерами и гаждетами. У более 77,0% опрошенных ежедневное время работы с цифровыми устройствами составляло 4 часа и более, 73,1% респондентов для дистанционного обучения использовали смартфон. При этом снижение физической активности отметили 55% детей.
Эксперты выразили озабоченность вопросом срыва сезонного детского отдыха как одной из главных здоровьесберегающих технологий — по данным, озвученным депутатом Государственной Думы, первым заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке Г.Г. Онищенко, к середине июля 2020 года лишь 700 тысяч детей получили возможность провести время в детских лагерях отдыха вместо 4 млн. за сопоставимый период в предыдущие годы. В связи с этим, было высказано предложение по выработке комплексных научных рекомендаций, которые стали бы основой для безопасного ослабления мер, ограничивающих детский отдых. Помимо этого, высказывались замечания относительно целесообразности отказа от медицинских кабинетов в школах в связи с сезонным ростом заболеваемости ОРВИ.
Помимо рисков негативного воздействия на здоровье детей в процессе дистанционного обучения важным фактором риска является и вопрос гигиенической и дезинфекционной безопасности жилых помещений. Как свидетельствует анализ международных исследований 52% семей не проводят дезинфекцию поверхностей дома во время сезона ОРВИ и гриппа, а 31% зарегистрированных пищевых отравлений происходят в частных домах. Данная информация косвенно подтверждается и анализом российской статистики по заболеваемости. Как свидетельствуют данные доклада "Здравоохранение в России — 2019", подготовленного Росстатом, при общем увеличении детской заболеваемости на 19% за прошедшие 18 лет, с 2005 по 2018 годы рост числа заболеваний кишечными инфекциями и инфекционными болезнями верхних дыхательных путей — заболеваний, традиционно связанных с нарушением правил гигиены — составил 32% и 27% соответственно.
Период вынужденной изоляции граждан обострил проблему распространения возбудителей заболеваний в жилых помещениях. Факторы среды обитания, такие как закрытость помещения и плотность контактов, традиционно характерные для общественных мест (детские сады, школы, объекты торговли и досуга) и являющиеся основанием для выработки гигиенических правил и норм по обеспечению дезинфекции указанных помещений, в период вынужденной изоляции стали оказывать серьезное воздействие на санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, в особенности — семей с детьми. Анализ исследований 1.2 в области распространения возбудителей заболеваний на поверхностях жилых и общественных помещений показывает, что микроорганизмы концентрируются на поверхностях в помещениях даже в отсутствие зараженного человека (переносчика). Данный тезис подтверждается и результатами исследования как международных[1] [2] [3] экспертных организаций, так и информационными материалами Роспотребнадзора[4] - на некоторых поверхностях жилых помещений (кухонная раковина, столешница, клавиатура компьютера, стиральная машина) фиксируется наибольшая концентрация возбудителей инфекционных заболеваний (так как килоформные бактерии, плесневый грибок, возбудители пневмонии и диареи) — так называемые "зоны риска".
В то же время необходимо отметить, что обозначенные выше вопросы находят свое отражение в работе органов государственной власти. Так, процесс дистанционного обучения регулируется как на уровне федерального законодательства (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и на уровне подзаконных нормативных правовых актов (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). Также Минпросвещения России опубликованы[5] рекомендации для детей, подростков и родителей по обеспечению психического здоровья в период пандемии COVID-19. Минпросвещения России была организована работа по методической поддержке учителей и директоров школ по организации дистанционного обучения.
Также необходимо отметить, что в настоящее время ведется работа по систематизации и стандартизации дистанционного образовательного процесса в рамках подготовки к проведению эксперимента по внедрению модели Цифровой образовательной среды[6]. Помимо этого, важно отметить и усилия регионов по регулированию процесса дистанционного обучения. Так, в Москве уже внедряется система "Московская электронная школа", которая строит организацию учебного процесса на основе цифровых (в том числе дистанционных) форматов обучения. В период вынужденной изоляции в рамках перехода процесса обучения на дистанционный формат родители получали не только технические средства и средства доступа к образовательным программам, но и рекомендации по обеспечению благоприятной образовательной среды для ученика на дому, включая сбалансированную нагрузку с точки зрения сочетания умственной и физической активности, снижения напряжения зрительного аппарата и другие меры. Данный подход нашел отражение и в позиции субъектов Российской Федерации — представители региональных органов власти (Орловская область, Республика Башкортостан) отметили необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников по организации удаленного процесса обучения с учетом гигиенических рисков для здоровья детей (организации режима дня, перерыва между уроками, необходимой нормы физической активности). Также представители профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации указали на необходимость повышения информирования родителей о рекомендуемых правилах организации дистанционного процесса обучения.
В целом, участники "круглого стола" констатировали, что информированность родителей и детей о правилах и рекомендациях по организации процесса дистанционного образования сегодня является важным фактором в обеспечении гигиенической безопасной образовательной среды, где дистанционный формат играет все большую роль.
В части обеспечения дезинфекции и гигиенической безопасности жилых помещений Роспотребнадзором была проделана масштабная работа по разработке рекомендаций по дезинфекции жилых помещений в период пандемии COVID-19 (Рекомендации по проведению дезинфекции жилых помещений для лиц, находящихся в изоляции; Рекомендации по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса; Рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами). В указанных документах в той или иной степени представлена информация о "зонах риска" в жилых помещениях, действующих веществах и рекомендуемых практиках по дезинфекции, что в определенной степени соответствует содержанию рекомендаций ВОЗ по дезинфекции поверхностей в период пандемии COVTD-19[7].
В то же время важно отметить, что в рамках предпринимаемых органами государственной власти мер по реагированию на обозначенные выше вызовы требуется комплексный подход к выработке мер государственной политики.
В связи с этим, представляется крайне важным обобщить накопленный опыт по изучению влияния процесса дистанционного обучения на здоровье детей с целью выработки комплексных гигиенических стандартов по организации удаленного образовательного процесса. Несмотря на то, что вынужденная изоляция граждан завершена и образовательный процесс возвращается к традиционным форматам, существуют категории детей, которые в силу объективных факторов (ограничения здоровья, проживание в удаленных и труднодоступных местах и пр.) вынуждены использовать формат дистанционного обучения в образовательном процессе.
Важно внедрить в процесс разработки и имплементации цифровых образовательных инструментов обязательный этап гигиенической экспертизы, который включал бы оценку рисков неблагоприятного воздействия указанных инструментов на здоровье детей: как физического, так и психо-эмоционального.
В целях учета вопросов гигиенической безопасности в образовательном процессе и внедрения цифровых образовательных инструментов на системном уровне принципиально важно обеспечить эффективный процесс межведомственного взаимодействия. Вопрос цифровизации процесса обучения и создания цифровой образовательной среды носит комплексный, многоаспектный характер, находится на стыке вопросов ведения не только Минпросвещения России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, но и Минздрава России. Поскольку включается такой важный аспект обеспечения безопасности воздействия данного процесса на здоровье детей, представляется важным обеспечить вовлеченность Минздрава России в проведение эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды.
В тоже время участники заседания отмечают, что гигиенические риски в жилых помещениях пока не выделяются в числе направлений обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, и другим критериям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарным правилам) в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания. Однако данные требования и правила не содержат норм, связанных с обеспечением безопасного пребывания в жилых помещениях и соблюдения мер дезинфекции.
Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг включает в себя комплекс мер по определению причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания - для принятия мер по устранению вредного воздействия на население данных факторов среды обитания. При этом в настоящее время факторы среды обитания не включают гигиенические факторы в жилых помещениях в качестве предмета социально-гигиенического мониторинга.
На уровне санитарных правил и норм также не указаны гигиенические факторы в жилых помещениях. В связи с этим, участники "круглого стола" указали на необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования с целью интеграции вопросов обеспечения гигиенической безопасности жилых помещений в систему мер государственной политики в области санитарно-эпидемиологической безопасности.
При разработке комплексных рекомендаций Роспотребнадзора по дезинфекции жилых помещений необходимо учесть, как уже разработанные рекомендации Роспотребнадзора, так и передовой опыт ВОЗ, которой разработаны комплексные рекомендации "Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19". В частности, в них указано, что домашние помещения являются пространством передачи инфекции в силу плотности и частоты контактов между людьми.
В рекомендациях отражены следующие ключевые пункты:
- зоны риска — места наибольшей концентрации микроорганизмов-возбудителей заболеваний;
- действующие вещества — безопасные для здоровья и наиболее эффективные средства борьбы с возбудителями;
- принципы проведения дезинфекции — рекомендованная последовательность действий и необходимые концентрации действующих веществ при дезинфекции поверхностей в зависимости от типа помещений.
С учетом важной роли дезинфекции в обеспечении гигиенической безопасности жилых помещений комплексные рекомендации Роспотребнадзора должны дать гражданам, и в первую очередь семьям с детьми, наиболее полное представление о "зонах риска", правилах дезинфекции данных зон и жилых помещений в целом, а также предоставить исчерпывающую информацию о необходимых к применению и безопасных действующих веществ с целью проведения эффективной дезинфекции дома.
В ходе мероприятия представители профильных органов государственной власти (Республика Кабардино-Балкария, Камчатский край) указали на целесообразность доведения до семей с детьми информации о необходимости проведения дезинфекции жилых помещений, включая рабочее место для дистанционного обучения.
В соответствии с позицией экспертов и представителей региональных органов власти в данной работе необходимо ориентироваться на "семейно-ориентированный подход" и доводить информацию не только до детей, но и до их родителей.
Подчеркивая принципиальную важность снижения гигиенических и санитарных рисков для здоровья детей в жилых помещениях, участники "круглого стола" рекомендуют:
- Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть возможность включения Министерства здравоохранения Российской Федерации в состав федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых".
- Министерству просвещения Российской Федерации:
- установить обязательное требование по проведению гигиенической экспертизы инновационных педагогических технологий, цифровых образовательных инструментов на этапе подготовки к их внедрению в образовательный процесс;
- разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий нагрузку педагогических работников при ведении образовательного процесса в дистанционной форме;
- разработать программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования с учетом гигиенических и санитарных требований обеспечения безопасности здоровья детей;
- внедрить в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для дошкольного, начального и основного школьного образования разделы, посвященные гигиеническим рискам в жилых помещениях и рекомендуемых практиках по их предотвращению (правила личной гигиены и дезинфекции жилых помещений);
- проработать вопрос о включении раздела, посвященного правилам гигиены и дезинфекции, в образовательный курс по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
- Министерству здравоохранения Российской Федерации
- рассмотреть возможность разработки необходимых нормативноправовых актов с целью перевода результатов первичного медицинского осмотра в школах в электронную форму с обеспечением доступа родителей к результатам первичных медицинских осмотров через цифровые электронные ресурсы информирования родителей об успеваемости детей ("электронный дневник школьника" и подобные платформы).
- Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации:
- провести работу по подготовке единых гигиенических стандартов и требований к дистанционному образованию детей и подростков с учетом как физических, так и психо-эмоциональных рисков для здоровья, включая требования к:
- эргономической организации рабочего (учебного) места учащегося — подбор мебели с учетом физических данных ученика, размещение средств обучения (компьютера) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы";
- воздушно-тепловым условия рабочего (учебного) места учащегося (проветривание, соблюдение дистанции от отопительных приборов);
- освещенности помещения рабочего (учебного) места учащегося (обязательное наличие естественного освещения, наличие искусственного освещения в темное время суток);
- режиму организации занятий (длительность занятия с направлением непрерывного взора (внимания) на компьютере не должна превышать 50% от общей длительности дистанционного урока; обязательное наличие 10 минутных перерывов (преимущественно двигательного характера — динамические паузы) во время занятий);
- соблюдению санитарно-гигиенического режима в рабочей зоне ученика, находящегося на дистанционном обучении;
- организации питьевого режима и режима питания учащегося в домашних условиях.
-
- при разработке единых гигиенических стандартов учитывать разработанный Роспотребнадзором проект санитарных правил для детских образовательных организаций, подготовленный в рамках выполнения Правительством Российской Федерации плана мероприятий в рамках "регуляторной гильотины" (утв. Правительством Российской Федерации 29.05.2019 № 4714п-П36);
- при разработке единых гигиенических стандартов учесть специфику этапов образовательного процесса (дошкольный, начальная школа, средняя школа, старшая школа);
- в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди детей обеспечить наличие медицинских кабинетов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, начиная с сентября 2020 года.
- Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- внести изменения в СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, дополнив его разделом "Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности при дистанционном обучении" с указанием требований и нормативов реализации основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- при разработке комплексных рекомендаций, предусмотреть разработку кратких образовательных материалов (памятки, брошюры) о правилах гигиены в домашних условиях, в том числе в период домашнего обучения (подготовка и дезинфекция учебного места — обработка стола, стула, компьютера);
- разработать комплексные рекомендации по обеспечению гигиенической безопасности и проведению дезинфекции жилых помещений в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний:
- перечень возбудителей заболеваний, наиболее часто распространенных на поверхностях в жилых помещениях;
- структурированное выделение "зон риска" в жилых помещениях — поверхностей с наибольшей концентрацией возбудителей заболеваний;
- перечень безопасных действующих веществ, рекомендуемых к использованию с целью проведения эффективной дезинфекции в жилом помещении;
-
- обеспечить доведение рекомендаций до населения, в том числе путем проведения просветительских мероприятий через подведомственные научные учреждения и территориальные управления с привлечением общественных организаций и комитетов родителей.
- Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:
- рассмотреть возможность внесения изменений в СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, дополнив его разделом "Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности при дистанционном обучении" с указанием требований и нормативов реализации основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами власти субъектов Российской Федерации в области образования, науки и просвещения:
- провести мониторинг соблюдения рекомендаций Минпросвещения России и Роспотребнадзора по реализации мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний ОРВИ и коронавирусом в образовательных учреждениях (совместное письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора от 7 февраля 2020 года № 02/1814-2020-23 "О профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях") и других комплексных мероприятий в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди детей с началом периода учебного года 2020 года.
- НИИ гигиены детей и подростков ФГАУ "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- разработать методические рекомендации по обеспечению гигиенической и санитарной безопасности детских оздоровительных учреждений в период снятия ограничений в целях обеспечения доступа учащихся в данные учреждения в летний период 2020 года.
- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- провести работу по информированию педагогических работников детских образовательных учреждений с целью доведения экспертных и методических материалов о гигиенических требованиях и рекомендациях по организации безопасного дистанционного обучения с точки зрения гигиенических и санитарных рисков для здоровья детей;
- провести в образовательных учреждениях мероприятия по просвещению в области гигиены (образовательных курсов, лекций, вебинаров) с привлечением родительских комитетов, инициативных групп родителей, коллективов педагогических работников с целью доведения экспертных материалов и методических рекомендаций по гигиенической
безопасности жилых помещений, включающих как гигиеническую безопасность дистанционного образовательного процесса, как и дезинфекционные требования к санитарно-гигиенической безопасности жилых помещений; - провести в образовательных учреждениях образовательные мероприятия (утренники, открытые уроки, мастер-классы) с учащимися детских образовательных учреждений с целью повышения информированности о необходимых правилах гигиены и дезинфекции как в общественных пространствах, так и в жилых помещениях.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
[1] Scott Е, Duty S, McCue К. A critical evaluation of methicillin-resistant Staphylococcus aureus and other bacteria of medical interest on commonly-touched household surfaces in relation to household demographics. Am J Infect Control. 2009 Aug;37(6):447-53
[2] Boone SA, Gerba CP. The prevalence of human parainfluenza virus 1 on indoor office fomites. Food Environ Virol. 2010;2,41-6
[4] Памятка Роспотребнадзора «Рассадники бактерий на вашей кухне»
[7] Рекомендации ВОЗ "Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19"