Грицфельд Амалия Давыдовна

Грицфельд Амалия Давыдовна
Мартин Амалия родилась 15 января 1928 года. Когда говорят о большой семье, мне представляется огромное дерево, крепко уходящее корнями в землю. Древо семьи Грицфельд щедро одарено могучими ветвями: один сын и четыре дочки вырастила Амалия Давыдовна. А ветви дали жизнь новым росточкам: идут по свету внуки и правнуки. Это ли не радость для матери?!
Амалия Давыдовна - из репрессированных с Волги, во время Великой Отечественной войны. Война для всех и всегда чёрное горе, которое не обойдёшь и не объедешь. Волею «отца народов» Сталина оказалась Маля вместе с семьёй в чужом и морозном краю. Всё испытала она: голод, холод, добиравшийся до самых костей, побои. Память цепляется за такие моменты из прошлой жизни, когда чувствовала себя униженной, раздавленной и не способной что-либо изменить. Всё зависело от стоявших у власти людей: добрых и озлобленных, жалеющих и считающих тебя врагом народа. Вначале семья жила в деревне Садовщиково, общение с местными людьми проходило сложно: сказывалось незнание русского языка, да и неприязнь и даже ненависть к «фашистам». На лесозаготовках, куда Амалию, как и других же молодых девчат и парней, отправили, жили впроголодь неделями, простывали, болели, но выполняли план: государству нужен был лес. И дармовая сила таскала, валила, рубила. За отказ ехать или побег с работы - тюрьма.
А в 1952 году там же, на лесозаготовках, познакомилась с Давыдом, полюбили друг друга, поженились. Стали жить молодые в деревне Дранково, муж тоже из репрессированных: ни кола, ни двора. Но это супругов не пугало: были бы руки, да любовь, а остальное приложится. Так оно и вышло.
Первое время жили в землянке, но даже в ней молодая жена умудрялась навести уют и красоту. В 1960 году поставили дом, в котором всё делалось своими руками. Амалия во всём помогала мужу, хотя и своих женских дел по дому хватало. Ведь к этому времени в семье подрастало уже четверо детишек и ждали пятого. Это была девочка, которую нарекли Валей. Муж особо не огорчился, он всех любил одинаково. Как и положено, в больших семьях, младшие находились под зорким оком старших. Амалия Давыдовна вспоминает, что у каждого ребенка были свои, пусть маленькие обязанности. Растила всех в строгости, приучала к труду по дому, по хозяйству. Никто не осмеливался схитрить или работать спустя рукава. А вечером, перебивая друг друга, рассказывали о выполненной работе. Каждый старался внести свой вклад в общий труд. Семья всегда держала крепкое хозяйство, без этого на селе не прожить. Возле дома посадили сад, в котором любила колдовать хозяйка. Характер у Амалии Давыдовны твердый, решительный. Её слово в семье было законом для детей. И даже муж признавал за ней лидерство. Однако в семье царило взаимопонимание и согласие, уважение к родителям. Их дети старались не огорчать: в школе учились прилежно, получая грамоты за примерное поведение и учёбу. Именно в семье ребёнок получает первые уроки нравственности, главное из которых - трепетное отношение к матери. Дочки прислушивались к её советам, могли найти утешение и поддержку. Так оно и должно быть.
Позволь мне, время,
Пять минут вернуть обратно.
И на колени голову склонить.
Девчонкой глупой, угловатой и нескладной.
В объятьях маминых тревоги все забыть.
Теперь все пятеро детей выросли, разъехались, обзавелись семьями. Только последняя дочка Валя рядом, в Королево, живёт. К ней, в Королёво, после смерти мужа и переехала Амалия Давыдовна. Остальные - тоже недалеко живут в село Голышманово и в районном посёлке Голышманово.
Часто приезжают к своей старенькой маме, попроведать, пообщаться, помочь, если надо что. Хотя в своём доме она хлопочет сама. Порядок в маленьких комнатах идеальный - аккуратно застелены кровати с высокими подушками, а на них праздничные, выбитые своими руками наволочки, цветки в горшках ухожены. На полу чистые дорожки. В свои годы она всё ещё выращивает помидоры, садит лук, чеснок, картошку для себя. Не может сидеть без дела, хотя уже и зрение подводит.
Живёт Амалия Давыдовна с чистым сердцем и добрым отношением к людям, заботой о детях, внуках и правнуках. У неё есть богатство, дороже которого для матери нет ничего. В этом и есть материнское счастье.
Записано со слов А. Д. Гринцфельд
Записала Малышкина Ф.В.