Курденко Лидия Христиановна

Курденко Лидия Христиановна
Я, Курденко Лидия Христиановна, родилась 16 октября 1926 года в селе Красная Поляна Марксовского района Саратовской области в семье поволжских немцев: Штанга Христиана Карловича и Штанг Елизаветы Христиановны. В семье было девять детей: восемь дочерей и сын. Сын умер в 1935 году. В 1930 году был сильный голод, и наша семья уехала жить в Ташкент. Нам, детям, там нравилось: тепло и много фруктов. Очень сильно заболел отец, и мы вернулись в Горьковскую область, где я в девять лет пошла в школу. В 1941 году закончила шесть классов. 28 августа вышел указ Сталина о депортации поволжских немцев. В октябре 1941 года нашу семью насильственно выслали за Урал, погрузив в товарные вагоны.
В ноябре 1941 года, вместе с родителями, я оказалась в деревне Медвежка Голышмановского района. Там нужен был кузнец, а отец был хорошим жестянщиком. Я работала в совхозе на сенокосе, возила на быках копны, лошадей не было. Нас поставили на учет в спецкомендатуру, где мы должны были ежемесячно отмечаться.
1 декабря 1942 года (мне уже исполнилось шестнадцать лет) Голышмановским райвоенкоматом была призвана в трудармию на принудительные работы в Куйбышевскую область (ныне Самарская). Там была найдена нефть, нужны были рабочие руки для рытья котлованов и траншей для прокладки труб. Провожал меня отец. Мама насушила мне сухарей, больше нечего было. Отец довез до станции, должен был вернуться. И я осталась одна. Подошел товарный поезд и началась погрузка. Женщины постарше забрались на площадку, а я, маленькая, худенькая не могу, вагоны высоко были, без ступеней. Кондуктор остановил эшелон и зашвырнул меня на площадку.
Прибыли на станцию Похвистнево Куйбышевской области. Оттуда этапом повели нас в Чувашскую деревню, три километра от станции. Расселили по два человека к жителям деревни. В основном это были женщины, мужчины были на фронте. Часть женщин-немок жили в землянках. Хозяйка иногда давала нам по стакану простокваши, а мы, чем могли, ей помогали. В январе 1943 нас погнали на работу. Работа наша заключалась в том, чтобы кирками, ломами копать котлованы и траншеи под нефтяные трубы. Работали в две смены, выполняли норму. Копали, носили землю, разгружали оборудование. Кормили плохо, паек 600 граммов хлеба в день.
16 июня 1944 года была зачислена рабочей на транспортную базу, а 15 мая 1946 года - рабочей в Востокнефтестройтрест СМУ-3. В 1947 году была переведена на работу в Кинельнефть. Жили в землянках на территории заброшенного аэродрома. 30 октября 1947 года в виду демобилизации и по заявлению отца, по семейным обстоятельствам была уволена в Тюменскую область Голышмановский район по распоряжению УМВД №14-132 от 26.08.1947 года. В 1948 году вышла замуж за Курденко Михаила Николаевича, фронтовика, вернувшегося домой в 1947 году. В сентябре 1949 года родился сын Владимир. Работала статистом в больнице (врачебный участок станции Голышманово), секретарем в школе рабочей молодежи. В январе 1954 года уехали с мужем в Юргинский район в деревню Сосновку. Работала в леспромхозе. Там же, в 1956 году, родился сын Сергей. До января 1956 находилась на спецучете: ежемесячно, с мужем фронтовиком, ходили отмечаться в комендатуру. На основании Указа ПВС СССР от 13.12.1955 года с учета спецпоселения снята 24 января 1956 года, из ссылки освобождена (основание: архивное дело № 36497, учетная карточка). На основании п «в» ст. 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» я была реабилитирована.
Записала Курденко Л. X.
Февраль, 2020 г.